Восточное искусство и загадочный азиатский образ жизни с каждым днем интересует западный мир все больше. Все больше домов моды используют азиатское направление в своих работах. Сегодня мы затронем набирающую популярность технику икат.
Икат (Ikat или ikkat) - одна из старейших форм текстильной отделки - ручная техника окрашивания, используемая для моделирования текстиля, которая пришла к нам из Азии. Для этой техники характерно стойкое окрашивания нитей перед окрашиванием и ткачеством ткани.
Поскольку текстиль не проходит испытание временем, ученые до сих пор не смогли определить, где возникла техника иката. Тем не менее некоторые районы Азии демонстрируют сильные традиции иката, которые предполагают его возможное происхождение; это Юго-Восточная Азия (Индонезийский полуостров) , Индийский субконтинент и Центральная Азия. Однако, вероятнее всего, эта техника развивалась в нескольких местах независимо, так как известно, что ikat был произведен в нескольких доколумбовых культурах Центральной и Южной Америки.
Почему эта техника так популярна?
Весь секрет в ее сложности: каждая прядь может быть окрашена до трех раз в разный цвет (и перед каждой последующей покраской - просушена). Отдельные нити, участки нитей или пучки обвязываются, чтобы защитить их от последующего этапа нанесения краски на другие участки прядей. Затем нити окрашивают. После чего обвязки могут быть изменены для создания нового рисунка, а снова пряжи окрашена другим цветом. Этот процесс может повторяться несколько раз, чтобы создавать сложные, разноцветные узоры. Когда крашение закончено, все связки удаляются, и нити вплетаются в ткань.
В других методах резистентного окрашивания, таких как связующий краситель и батик , резист применяется к тканому полотну, тогда как в икате краситель наносят на пряжу перед вплетением в ткань. Поскольку дизайн поверхности создается в нитях, а не на готовой ткани, в икате обе поверхности ткани имеют узор.
Особенностью текстиля ikat является очевидная «размытость» дизайна. Размытость возникает из-за сложности, с которой ткач выравнивает окрашенные нити. Размытость может быть уменьшена за счет использования более тонких нитей или мастерства ремесленника. Икаты с небольшой размытостью, несколькими цветами и сложными узорами сложнее создавать и, следовательно, часто более дорогими. Однако размытость, столь характерная для иката, часто ценится текстильными коллекторами.
Икат производится во многих традиционных текстильных центрах по всему миру, от Индии до Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Японии (где его называют касури ), Африки и Латинской Америки. Двойные икаты, в которых обе основы и уточные нити завязаны и окрашены, прежде чем вплетены в один текстиль, - относительно редки из-за интенсивной квалифицированной рабочей силы, необходимой для их производства. Они производятся на островах Окинава в Японии, в деревне Тенганан в Индонезии , а также в деревнях Путтапака и Бфан Почампаллив Телангане в Индии. Фактически, во многих других частях Индии есть свои методы ткачества в Икате. Икат из региона Orissa’s Sambalpuri сильно отличается от резких рисунков иката, сплетенных в Патане Гуджарата. Последний, известный как Патан Патола, является одним из редчайших форм двойного Иката, который требует много времени и усилий для крашения и ткачества.
Технику икат использовал в своей коллекции Британский текстильный бренд James Brindley: