Повсеместно присутствующая в интерьере крупноузорчатая фактурная мебельная и декоративная ткань, которую мы называем жаккард, имеет непростую историю.
Начнем с того, что по определению жаккардовая ткань — это ткань сложного переплетения, раппопорт (повторяющаяся часть рисунка) которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей. Нити эти могут различаться по составу, жаккард может быть как из натуральной многоцветной пряжи ( хлопок, лен, шерсть, шелк), так и смесовым — из натуральных и синтетических неокрашенных волокон (скажем, хлопок и полиэстер) с нанесением рисунка печатью на готовую ткань.
Несмотря на то, что ткани многоцветного сложного переплетения исчисляют свою историю со времен фараонов, являясь непременным атрибутом древнеегипетских гробниц, жаккарды в их нынешнем виде появились только в начале 19 века.
В самом деле, как бы ни было развито искусство ручного многоцветного ткачества в древние и средние века, это было прежде всего шпалерное ткачество по производству уникальной гобеленовой ткани и ковров, причем для выполнения особо сложных переплетений на ручном станке draw loom ткачу нередко требовался подмастерье — мальчик (draw boy).
Ситуация изменилась только в 1725 году, когда Базиль Бушон (Basile Bouchon) изобрел станок с перфорированной лентой, на которую наносился повторяемый дизайн раппопорта. Опираясь на конструкцию станка Бушона в 1790 году Жак де Воказан (Jacques de Vaucasan) создал прообраз первого автоматического ткацкого станка. Однако до серийного производства механических ткацких станков во Франции дело дошло только после серьезной модернизации конструкции Воказана потомственным ткачом Джозефом Мари Жаккардом (Joseph Marie Jacquard). В 1801 году на выставке в Париже им была представлена модель ткацкого станка, отличавшегося как от существовавших в ту пору станков для производства дамасков, так и от станка Vaucasan (восемь рядов игл и стоек против двух, многократное увеличение мощности). Станок этот стал называться жаккардовым, а производимая им ткань — жаккардом, и это был практически тот жаккард, что столь любим современными дизайнерами интерьера.
Жаккардовый станок произвел техническую революцию в текстильном производстве Франции, затем Англии, а затем и всей Европы. Жаккардовая ткань стала доступной широким слоям населения и весьма расцветила быт европейцев. Император Наполеон высоко оценил вклад Жаккарда в промышленный прогресс Франции, положил ему приличную пенсию и отчисления с продажи каждого нового жаккардового станка. В 1840 году в Лионе Джозефу Мари Жаккарду был установлен памятник.
Почти два столетия жаккардовые станки применялись в текстильной промышленности без каких- либо существенных конструктивных изменений, и только в 1983 году на Международной выставке текстильного машиностроения(International Textile Machinery Exhibition,ITMA)в Милане компания BONAS Machine Company Ltd. представила электронную версию жаккардового станка. Этим современным оборудованием по производству жаккардов и оснащена в наши дни мировая текстильная отрасль.
В настоящее время на призводстве жаккардовых изделий специализируется, например, шотландская фабрика Calzeat, которая наравне с другими брендами представлена в Текстильной студии № 1.